Музыкальный руководитель

 

 

Доклад_на_тему_Развитие_вокальных_данных_дошкольников_copy.docx

 

 

Консультация_для_родителей_на_тему_Колыбельные.docx - Добавлено 25.01.20

 

 

Перспективное_планирование_работы_с_семьями_воспитанников.2019-2020_copy.docx

  

 

 

Консультация для родителей
«Русские народные музыкальные инструменты».
«Музыкальные инструменты для маленького ребенка – символ музыки тот, кто играет на нём – почти волшебник»
Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Но на самом деле – игра, это не просто веселое времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка. Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать свои чувства, познавать самого себя и т. д. В этом смысле очень полезны детские игрушки музыкальной направленности.
Музыка нужна малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.
Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т. д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.
Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление. Действительно, как это ни странно, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.
У маленьких детей, как правило, внимание неустойчивое, поэтому он любит заниматься только тем, что ему особенно интересно. Поэтому на занятиях музыке многие преподаватели совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы под зажигательные композиции и т. д. Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся играя, да и информация так запоминается гораздо быстрее.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них, так как с помощью музыкальных инструментов они осуществляют свою вдохновенную деятельность.
Немного истории.
Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».
Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории этноса. Они способны раскрыть специфику нравов и обычаев, поведать многое о культуре своего народа. Например, русские народные инструменты обнаруживают богатство русской души, ее яркий творческий нрав. Подтверждение тому – мелодичный характер русской музыки, ее многоголосие.
Русские народные музыкальные инструменты подразделяются на 3 группы: струнные (те, у которых есть струны, духовые (инструменты, звук на которых извлекался при помощи выдувания) и ударные (на них звук извлекался при помощи удара).
К струнным инструментам относятся балалайка, гусли и домбра.
Часто использовали древние люди и духовые инструменты. К ним относили рожок, жалейку, свирель, кувиклы.
Самыми популярными на Руси были ударные инструменты. Наибольшей популярностью среди них пользовались ложки, трещотки, бубен, бубенцы.
 
На фото – народные инструменты славян
В настоящее время в моде другие, более современные музыкальные инструменты, с электронной начинкой и множеством функций. Но хочется верить, что интерес к народным инструментам не угаснет со временем. Ведь их звучание самобытно и неповторимо.
Музыкально – дидактические игры
Речевое упражнение «Оркестр»
Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье.
Как называется музыкант, который играет на данном инструменте.
Задания для игры:
• На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто… (домрист,
• а на баяне —? (баянист).
• А на гармони играет кто… (Гармонист).
• А на ложках играет кто? … (Ложкарь).
• На флейте —? … (флейтист)
• А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
• А кто играет на балалайке? (балалаечник)
• На барабане играет…? (барабанщик,
• А на жалейке… (жалейщик).
• А на свирели —? (свирельщик)
«Определи инструмент» Для развития тембрового слуха
Игровой материал: 2 трещотки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.
Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.
«Музыкальные загадки».
Игровой материал: металлофон, бубенчики, треугольник, бубен, трещотки, ложки.
Ход игры: дети сидят перед ширмой, за которой находятся музыкальные инструменты и ведущий. Ведущий проигрывает мелодию. Дети отгадывают, что за инструмент звучит. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
«Беги к инструменту русского народного оркестра».
В разных местах зала лежат музыкальные инструменты. Под музыку дети гуляют по залу. Когда петрушка говорит: «Раз, два, три, девочки, к трещотке бегите!» - девочки бегут к названному инструменту, а мальчики остаются на местах.
Задания можно усложнить, например, к скрипке беги! (Бежать нельзя, т. к. скрипка не является инструментом русского оркестра).
«Музыканты»
По кругу на полу лежат музыкальные инструменты, но их на один меньше, чем играющих. Под музыку дети бегут по кругу. Музыка внезапно обрывается, дети должны взять любой инструмент. Игра продолжается, пока не останется один победитель. Петрушка играет с детьми.
«Загадки»
Угадать, о каком инструменте идет речь.
Колокольчики на нем,
По нему мы громко бьем,
С ним играть сейчас мы будем,
Дайте в руки звонкий…. (бубен)
Очень весело и четко
Затрещит сейчас…. (трещотка)
Если скучно нам немножко.
То возьмем мы в руки…. (ложки)
Звон летит во все концы.
То играют…. (бубенцы)
Очень весело и поет,
Если дунете в нее,
Не палочка, не трубочка.
А что же это?. (дудочка)
В озорные три струны
Все в России влюблены…. (балалайка)
Деревянные ладошки,
А звучат, как будто ложки,
Ну-ка, дайте мне ответы,
Что же это…. (кастаньеты)
Сам Садко на них играл,
И душевно напевал,
Перебрал он много струн,
Вышел из моря Нептун! …. (гусли)
 «Детские музыкальные инструменты»
Чтобы определиться, какими музыкальными способностями обладает ваш ребёнок, и будет ли к ним склоняться в дальнейшем, очень важно «попробовать себя»» в разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся – пение, танец, игра на музыкальных инструментах. Наиболеедоступным средством приобщения детей к музыке в домашних условиях являются музыкальныеинструменты. Это могут быть не только профессиональные музыкальные инструменты(фортепиано, скрипка и т.д.), но и детские: металлофон, ксилофон, детское пианино, детский синтезатор и т.д.
Детские инструменты являются как бы маленьким подобием настоящих, профессиональных. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков. В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты сгруппированы в определенные виды: 
Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкантами», представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Такая деятельность развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребёнка. 
Звучащие:
1.     Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники. 
2.     Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы, — свирели, дудки, рожки. 
3.     Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер. 
4.     Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.  
 
Это интересно!!!
Существует определенная классификация этих музыкальных инструментов: 
Струнные – цитры, домры, балалайки и другие инструменты по типу народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы). 
 Духовые – флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента. 
 Клавишно-язычковые –баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу. 
Ударно-клавишные –рояли, пианино, металлофоны, ксилофоны. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.
Конечно, музыкальные инструменты доставят некоторые неудобства, например, нарушение тишины и вашего покоя, но важно понимать, какое влияние могут они оказать на развитие вашего ребёнка. В первую очередь, – это воспитание любви и интереса к музыке. Во-вторых, игра на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, неразрывно связанной с развитием речи. В-третьих, инструменты помогают развить музыкальный звуковысотный и ритмический слух. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы.
 При выборе музыкального инструмента необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка. В аннотации к инструменту обязательно должно быть прописано, с какого возраста можно начинать обучение игры на инструменте. Музыкальные программы, осуществляемые в дошкольных учреждениях, рекомендуют обучение на металлофоне с 4-5 лет, на фортепиано (пианино, синтезатор) – с 6-7 лет.
Перед обучением ребёнку можно сказать, что в любом музыкальном инструменте что-нибудь дрожит, поэтому он звучит. В струнных инструментах дрожат струны (скрипка, гитара, арфа, гусли, фортепиано), колокольчик звенит, потому что дрожит металлическая поверхность колокольчика и т.д. Помимо музыкальных инструментов, предложите ребёнку поэкспериментировать со звуками, сделав подручные предметы музыкальными. Например, чтобы резинка, звучала как струна, её надо натянуть на коробочку. Чем больше натянута резинка – тем выше звук. Можно натянуть две резинки, настроив их на интонацию секунды, и сыграть мелодию русской народной песни «Сорока».
Попробуйте извлечь звук из расчёсок. Здесь важно играть только медиатором, во избежание порезов пальцев. Медиатором может послужить кусочек плотной бумаги, сложенный уголком. Всей семьёй можно исполнить «парикмахерскую польку»! Под весёлую народную мелодию разыгрываем стрижку: папа ритмично щелкает ножницами, мама и ребёнок играют на расчёсках. Творчество можно также проявить в совместном посудном оркестре. Поверьте, от такого семейного творчества ваш ребёнок будет просто в восторге
Важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребёнок мог фантазировать, экспериментировать со звуками. Мир звуков огромен и повсюду окружает нас: шумит ветер, шуршат листья, тормозит машина, стучат часы и т.д. 
Прочитайте ребёнку стихотворение о звуках А.Усачёва:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеёмся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
 
Уважаемые родители!
Вот ещё несколько советов:
- создавайте дома условия для игры на детских музыкальных инструментах; 
- используйте только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты; 
- не навязывайте обучение на инструменте, если ребёнок этого не хочет; 
- не злоупотребляйте чрезмерными занятиями; 
- читайте литературу о музыкальных инструментах детям;
- поощряйте попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.
Желаю вам творческих успехов!!!